Капитан (накрывая ладонью половину Северного моря на карте):
— Если мы там, где я думаю (а я не думаю, что мы там, где я думаю), значит, мы где-то тут…

Старый английский анекдот

05 сентября 2008

Дым отечества, будь он неладен…

Подбираю картинки к постингу о клиперах и попутно разглядываю англоязычные блоги соответствующей тематики… и просто смертельно, смертельно завидую, потому что из русскоязычных блоггеров такую сеть, скорее всего, не создашь ни в жись. А я хочу.

И проблема не в том, что у нас мало любителей, а проблема в инертности, в низком уровне общей культуры, в самой специфике парусного спорта (и не спорта тоже), которая именно в наших палестинах привела к тому, что яхтсмены и даже просто любители из клуба выродились в касту. Я не знаю, когда это произошло (предполагаю, что при Хрущёве), но так оно есть.

Ничего не делается для популяризации.

Никто не хочет делиться «безвозмездно, то есть даром».

И такое впечатление, что главной заботой наших яхтсменов и любителей является забота об имидже.

А ведь можно:

— найти людей в приморском городе (ну, вот, меня хотя бы запишите, я же тоже рядом с морем) и создать из них координационную команду — искать стоянку, платить за аренду, проверять текущее состояние судна и т.п.;

— скинуться кто сколько сможет;

— когда наберётся банк, купить подержанный кеч, причём чем дырявее, тем даже лучше, потому что самый лучший способ узнать корабль — это именно что отремонтировать его от клотика до киля. При необходимости перегнать к месту назначения — ещё долларов по сто-двести придётся скинуться либо на оплату экипажа, если не получится своими силами, либо на хавчик;

— распределить время использования (наверняка ведь наберётся хотя бы два-три человека с капитанскими дипломами — так какого чёрта! а и не наберётся, невелик труд найти или даже нанять за небольшую плату — любители среди профессиональных моряков есть, а старики, например, только рады будут);

— эксплуатировать круглый год (тут юг, блин!) на зависть всем подряд яхт-клубам (стыдно стоять в холодное время года, если вода открыта);

— распределить время и/или деньги на ремонт: делим сумму, затраченную на покупку и перегонку кеча, на количество участников предприятия, вычисляем среднее, определяем, кто сколько внёс, а кто задолжал. Дальше ориентируемся по обстоятельствам: кто-то ремонтирует, кто-то чем-то другим занимается, кому-то, может, проще будет материалы достать, а кому-то продукты — или ремонтной бригаде, или в поход. Баланс в результате так или иначе будет соблюдён;

— побегать по окрестностям (до Испании и обратно — это полный летний период, и можно менять экипажи по принципу той же «Паллады», скажем, где-нибудь в Израиле или Египте, до них недорого и визы не надо) пару-тройку сезонов, желательно с участием в товарищеских соревнованиях и фестивалях за рубежом — просто набраться опыта;

— если не складывается побегать, а погода подходящая, ходить как можно дальше; когда появится небольшой опыт, начинать катать туристов — нефиг простаивать;

— попутно же привлекать ещё и ещё желающих, доводить судёнышко до ума, а когда оно будет уже конфетка, продать его вдвое или даже втрое дороже, чем купили, вложиться ещё, только уже большим количеством народа, и заказать в той же Польше нормальную бригантину или марсельную шхуну — отличный учебный тренажёр: тут тебе и все типы парусов в наличии, и в управлении не такая тяжёлая, как тот же фрегат, например, и вместительная, никому не обидно. И ходить на ней до посинения хоть в Квебек, хоть в Шанхай, хоть вообще в Вальпараисо;

— как вариант, вместо польской постройки сделать самостоятельно какую-нибудь несложную реплику такого же класса и опять же ходить везде и всюду. Что касается проекта, так, вон, толпа ежегодно из корабелки выпускается: найти кого-нибудь с последнего курса да предложить вместо диплома спроектировать вот такую зябу — уверена, желающие не только найдутся, но ещё и в очередь встанут. Пусть даже не вместо диплома, а за небольшую плату и впридачу с приоритетным правом пожизненного участия в походах.

— дальше просто методично продолжать. Музей открыть. Школьников на каникулах катать. Новые корабли строить…

Только вот сейчас предложи это кому-нибудь, и тут же в ста случаях из ста пойдут отмазки: да это нереально, да ты гонишь, да у меня, вон, корыто неотремонтированное уж лет пять стоит, а всё руки не доходят, да ты вообще идеалистка, я тебя щас на смех подниму, да всё равно никого не раскачаешь, без толку, да скидываться надо не меньше, чем по штуке баксов, а штуки нет ни у кого, ну вот и опаньки.

И это, как я уже сказала выше, первая проблема — инертность.

Вторая проблема — низкий уровень культуры. Придёт новичок — его не примут на общих основаниях до тех пор, пока он не угробится на ремонте или не вложится больше всех деньгами. На него будут смотреть как на существо второго сорта. Наши люди почему-то не понимают смысл слова «преемственность» и трактуют его преимущественно в значении «дедовщина». А слово «аванс» для них существует только применительно к ним же, обожаемым. Сами ни за что аванса не выдадут, хоть убейся. Попробуй кто-нибудь прийти и сказать: «Знаете, я готов работать в свободное время, но его мало, и к тому же у меня совершенно нет лишних денег», — и его не возьмут в общую компанию, он будет как бы не свой, а типа примазался. И чувствовать он будет себя не своим и на отшибе. И, естественно, ни о какой его мотивации речи не пойдёт, и интересы его учитываться тоже не будут, и раньше или позже он слиняет, а ведь вошёл бы во вкус, и время бы выкроил, и деньги, и смог бы… да чё там…

Не умеют наши работать на перспективу, отчего полагают за норму хамство и думают, что нормальное отношение надо заслужить и выслужить, и это вторая проблема.

А третья проблема — это как бы не ошибиться. Как бы не потерять репутацию закалённого морского волка вся-жёппа-в-ракушках. Как бы не оказаться в глазах молодняка менее крутым, чем положено. Не важно, кем и что положено, важно не оказаться. А у новичков манера такая, задавать неудобные вопросы. Они как дети, всё время, постоянно задают неудобные вопросы. Их от этого не любят. От них поэтому огораживаются: забор, забор, ещё забор, проходная, пропуск, «иди, мальчик, не мешайся».

И все, все поголовно боятся переполнения экипажей. Казалось бы: к тебе пришли мозги, руки и желание, радуйся, дубина! Нет, не радуется. Не радостно дубине. Дубина думает, что ему лишние руки не нужны, лишние мозги, особенно которые задают неудобные вопросы, не нужны тем более, а лишнее желание не нужно и подавно, потому что лишнее желание увеличивает вероятность длительного плавания, а чем короче каботаж, тем проще поддерживать имидж, ибо в дальнем плавании, не дай бог, ещё выяснится, что ты склочник, зануда, трусоват, и «семейники» у тебя с дыркой на хую, а водку пить в таких количествах, в каких положено МорскомуВолкуТМ, в дальнем походе просто нельзя. Так что лучше с такими же, как ты сам, и поближе, поближе…

В общем, одно расстройство, эти англоязычные блоги. Читаешь «ихних», а видишь наших. Смотришь и зла не хватает. Давайте, кто хочет, уже думать, как в моря ходить. Идеи кидайте в комменты.


М. Щербаков. Века плывут…

3 комментария:

  1. Прошу прощения за идиотский вопрос, а чем в рамках данной идеи плох проект Штандарт? (http://shtandart.ru/)

    ОтветитьУдалить
  2. Ни разу не идиотский, совершенно нормальный вопрос.

    Насколько я знаю, "Штандарт" был задуман как детско-юношеское реконструкторское предприятие. Таким, вроде бы, и стал. Соответственно, специфика слишком узка для того, чтобы можно было считать его образцом для подражания и тем более универсальным проектом.

    Это если сухо и строго по фактам. Если от себя лично, то меня настораживает как минимум отсутствие публичной полемики вокруг предприятия. На офсайте слишком много общих фраз и слишком мало подробностей. А я, когда вижу фразу "пропаганда отечественного исторического и культурного наследия, связанного с мореплаванием и кораблестроением", сразу могу задать как минимум пяток вполне конкретных вопросов, первым из которых будет вопрос о критическом осмыслении "исторического и культурного наследия", связанного со всем вышеперечисленным. Я, слава Посейдону, вполне знакома с нашими традициями мореплавания и кораблестроения и с большим скептицизмом отношусь к идее их пропаганды. Пропаганда "исторического и культурного наследия", как показывает практика, имеет очень мало общего с преемственностью и очень много -- с фанатизмом. Я не могу делать выводы, не имея конкретной информации. Но в данном случае мне не нравится именно отсутствие конкретной информации, на основании которой можно сделать выводы.

    Такие дела.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день

    Если ещё актуально)))
    http://vodnyimir.ru/Brigantina_Starina.html
    Возможно как раз для Вас.

    ОтветитьУдалить