Капитан (накрывая ладонью половину Северного моря на карте):
— Если мы там, где я думаю (а я не думаю, что мы там, где я думаю), значит, мы где-то тут…

Старый английский анекдот

10 февраля 2009

Чивото о Трафальгарском сражении

Теперь переходим от мирных научных экспедиций к военным авантюрам. Последний в сегодняшнем заходе фильм посвящён Трафальгарскому сражению, ставшему для Горацио Нельсона актом триумфального самоубийства. Есть у меня подозрение, что на роковую пулю адмирал в этой битве нарвался не столько по стечению обстоятельств, сколько по личному хладнокровному расчёту, подкреплённому к тому же пылом вдохновения во время боя. Наверняка он отлично понимал, что, принеся Британии славу у Гибралтара, он лишит её достойных противников на многие годы, если не десятилетия. Человеческая же память кратка и неблагодарна. Что станет через годы и тем более десятилетия с его собственной славой? Ведь большего для короны он не смог бы сделать при всём своём желании. Так что Нельсон совершенно рационально хотел умереть на вершине триумфа, и его желание исполнилось: он погиб героем, был похоронен как герой и стал легендой.

Фильм, который называется «Фатальная ошибка Трафальгара», получился несколько невнятным, на мой взгляд. Прежде всего, я не поняла, кто и какую ошибку совершил. Если Вильнёв, выведя флот в открытое море под носом у поджидающего его Нельсона, то объясните мне, какие у Вильнёва были варианты? Дождаться окончательного ухудшения погоды и застрять в Кадисе на сезон, то есть, фактически, ещё больше развратить экипажи и ещё некоторую их часть отправить на кладбище под эпидемический марш? Если ошибку сделал Нельсон, то в чём эта ошибка заключалась, коль скоро Трафальгарское сражение было им блистательно выиграно?

Во-вторых, мне неясна основная мысль работы. С одной стороны, создатели фильма хотели ответить на вопрос: «Насколько в действительности рисковал Нельсон и так ли был оправдан риск, как это принято представлять сегодня?» Но с другой — эта мысль теряется уже где-то в самом начале. Сравнению флотов противоборствующих сторон уделено, с точки зрения выбранной проблемы, довольно мало внимания, тогда как анализу (не спорю, весьма любопытному) дыр в парусах «Виктори» — напротив, чрезмерно много. В целом же остаётся такое впечатление, что идея изначально была иной, фильм готовился под неё и лишь на последнем этапе, когда уже был накоплен интересный материал и когда менять основную канву было уже поздно, какой-то «умный» менеджер придумал пересмотреть концепцию. В результате нам показывают много любопытных подробностей, но почему-то скорее разрозненных, чем объединённых в одно целое. Тем не менее, смотреть стоит хотя бы ради этих подробностей.





Комментариев нет:

Отправить комментарий