Капитан (накрывая ладонью половину Северного моря на карте):
— Если мы там, где я думаю (а я не думаю, что мы там, где я думаю), значит, мы где-то тут…

Старый английский анекдот

15 мая 2008

Концерт по заявкам, часть первая

О парусных кораблях: как они называются и чем друг от друга отличаются.

На самом деле, в этом нет ничего сложного. Каждый парусник можно классифицировать тремя способами:

— по типу парусного вооружения (наиболее распространённая классификация на сегодняшний день);
— по конструкции;
— по целевому назначению.

Вот отсюда растут ноги непонимания: как это так, только что судно было винджаммером и вдруг стало шхуной, а в следующую минуту ещё и пакетботом до кучи?

Мы начнём с типов парусного вооружения, поскольку остальное, как выяснилось, неизвестно даже будущим специалистам и на сегодняшний день, таким образом, не шибко актуально. Это не значит, что мы не уделим внимания остальному, мы просто начнём с очевидного.

По умолчанию фотографии утащены из Википедии, исключения оговариваются.

Немного истории. Было время, когда никаких международных стандартов наименования кораблей не существовало, и то, что в одних краях называлось каравеллой, могло без проблем называться галерой в краях других и шебекой где-нибудь ещё. Фелюкой могло называться вообще всё, что занимается извозом контрабанды, вне зависимости от типа парусного вооружения. Правда, стоило этой фелюке прийти в другой регион, как она резко переставала быть фелюкой и становилась, например, баркасом. Название «бригантина» непринуждённо употреблялось в отношении любого судна, которое промышляло разбоем. О колумбовой «Санта-Марии» специалисты до сих пор не могут сойтись во мнении: что это было, нао или всё-таки каравелла? Фрегатом называлось не абы что, а только лёгкий военный корабль. Однако на очень длинном этапе этот лёгкий военный корабль опять-таки мог нести практически какие угодно паруса. Ещё в конце XVIII века мы встречаем название «барк» применительно к типу парусного вооружения «фрегат», и так далее до бесконечности. Весь этот бардак до поры до времени мало кому мешал, но в XVIII веке народ спохватился и понял, что такими темпами он, пожалуй, придёт в лучшем случае обратно к феодальной раздробленности. Такой сценарий исторического развития нафиг никого не устраивал, и сначала в Англии в середине XVIII столетия, а затем во Франции в начале столетия XIX появились первые так называемые регистры — соответственно, Ллойда и Бюро Веритас. У этих регистров была вполне прагматичная задача — информировать страховые компании, арматоров, судовладельцев и прочих фрахтователей о текущем состоянии торгового флота. Но так как информировать приходилось не на пальцах, а по буквам, пришлось срочно унифицировать систему символов для обозначения разных типов судов. Мгновенно это, естественно, не получилось, но на сегодняшний день международный стандарт классификации парусных судов… ну, в общем, внятен. Хотя, конечно, ещё не до конца. Собственно классификацией и надзором за постройкой и эксплуатацией судов разных типов занимаются специально обученные люди — сюрвейеры.

Я не сюрвейер и поэтому расскажу, как отличить одно судно от другого, в самых общих чертах, не углубляясь в детали (порой, безусловно, значимые, но по большей части значимые именно и только для специалистов). Это очень просто.

Первое общее правило: сочти мачты.

Второе правило, общее для двухмачтовых парусников: посмотри, которая мачта выше.

Наконец, правило третье — универсальное снова для всех крупных парусников (а это парусники с общей площадью парусности от 100 кв. м.): посмотри на паруса. Если парус поднимается на каком-либо элементе основного рангоута (это для больших кораблей, как правило, рей или гик, который иногда в комплекте с гафелем, а также сама мачта), то такой парус является значимым, с точки зрения типа парусного вооружения. Если парус поднимается на элемент стоячего такелажа (это в норме штаг, а в отдельных случаях ещё леер) или на дополнительный, съёмный рангоут (например, реёк), то он не является значимым и при определении типа парусного судна игнорируется.

У малых парусников всё несколько сложнее — там и на форму парусов надо смотреть, и штаговые паруса учитывать, и общее количество парусов, и много чего ещё, но об этом как-нибудь в другой раз. Сейчас мы говорим о больших кораблях.


А теперь переходим к частностям.

Кстати… Если кому надо узнать, что такое «рей», «гафель» и прочий «рангоут», то довожу до сведения, что в природе существует Гугль, Википедия и прочий Яндекс. Потому что моя задача здесь и сейчас — рассказать о разных типах парусников, так что я, конечно, по возможности, буду уточнять, что имеется в виду в каждом конкретном случае под тем или иным термином, но писать ещё одну телегу — о рангоуте парусного судна — вот именно здесь и сейчас просто не осилю.

Ещё кстати: почти все картинки кликабельны. Причём иногда это не только прикольно, но и полезно.

I. Суда, несущие только прямые паруса

Полным парусным вооружением называется такое парусное вооружение, при котором судно имеет три мачты, несущие так называемые прямые (в действительности трапециевидные) паруса. Судно с таким вооружением называется фрегатом или кораблём. «Фрегат» и «корабль», с точки зрения парусного вооружения, — полные синонимы. К разнице между этими понятиями мы подойдём, когда заговорим о целевом назначении этих типов судов. Сейчас это полные синонимы.

Передняя мачта любого трёхмачтового судна, в том числе и фрегата, называется фок-мачтой, средняя — грот-мачтой, а задняя — бизань-мачтой.

Фрегат «La Boudeuse»,
на котором Луи Антуан де Бугенвиль ходил вокруг света в 1766-69 гг.
Стаксель и кливер (треугольные паруса, поставлены впереди всех трёх мачт) поднимаются на штаги и, как я уже сказала выше, при определении типа не учитываются.


Утырено с какого-то филателистического сайта, да простится мне мой склероз.

Кстати, на этом изображении вы можете видеть, что последняя, третья мачта (она называется бизань-мачтой) оснащена самым нижним прямым парусом — бизанью. Это необязательный элемент парусного вооружения фрегата, часто нижний рей бизань-мачты (бегин-рей) не несёт паруса, и в этом случае он называется «сухим» реем. Это не влияет на определение типа судна, поэтому если вы вдруг встретите парусный корабль, несущий на трёх мачтах прямые паруса (а то и кучу дополнительных), но не вооружённый при всём этом великолепии прямой бизанью, знайте, что перед вами всё-таки не что иное, как фрегат.

Помимо прямых парусов, фрегат несёт также контр-бизань — парус, который устанавливается на гафеле позади бизань-мачты (если бегин-рей «сухой», этот парус называют просто бизанью). Его достаточно хорошо видно на увеличенном изображении учебного фрегата «Надежда».

Учебный фрегат «Надежда» — сестричка «Паллады»
Бегин-рей «сухой», бизань гафельная. Кто не верит, что бегин-рей «сухой», сочти число паруса: по штату их должно быть на этом корабле 26.


Если судно имеет не три мачты, а две, и при этом обе вооружены прямыми парусами, значит, перед вами бриг.

Мачты у двухмачтовых судов называются так: которая выше — это грот-матча. Если грот-мачта стоит впереди, значит, задняя будет называться бизань-мачтой. Если грот-матча стоит позади, значит, передняя будет зваться фок-мачтой. Если мачты по высоте равны, то первая из них называется фок-мачтой, а вторая — грот-мачтой.

На бригах, как и обычно на крупных двухмачтовых судах, задняя мачта выше или равна передней, и поэтому передняя мачта брига называется фок-мачтой, а задняя — грот-мачтой. А теперь засада. Видите парус, который очень похож на контр-бизань? Так вот, на бриге он называется никак не контр-бизань, а вовсе даже грота-трисель. А всё потому, что бизань-мачты на бриге нет, и, следовательно, нет никаких оснований добавлять слово «бизань» к названию парусов задней мачты. Эти паруса начинаются с приставки «грот-».

Нидерландский бриг «Mercedes»
Грота-трисель бермудского типа.



Английский учебный малый бриг «Royalist»
23-метровая живая прелесть. Миниатюрный, как игрушка (по этой ссылке он показан в сравнении со шлюпкой), он, тем не менее, «одет» очень по-взрослому. Грота-трисель гафельный, так называемый гаф-трисель.


Фотка отсюда

Итак, фрегат (корабль) и бриг — это два типа судов с прямыми парусами. Перепутать очень сложно: если вы видите трёхмачтовое судно с прямыми парусами, значит, это фрегат, если двухмачтовое — бриг. Разночтений быть не может, всё очень просто.

Помимо классических фрегатов (трёхмачтовых) сегодня существуют и корабли с четырьмя и более мачтами. Они довольно редки, однако наличествуют. Фрегатами их в отечественном просторечье стараются не называть, а называют либо кораблями, либо, что даже чаще, полными четырёхмачтовиками или полными пятимачтовиками в зависимости от количества мачт.

Новейший монакский полный пятимачтовик «Royal Clipper»



II. Суда, несущие только косые паруса

На другом полюсе типов парусного вооружения — суда, вооружённые только косыми парусами. Основных типов таких судов три: шхуны (гафельные, бермудские и стаксельные), иолы и кечи.

1

Гафельные, бермудские и стаксельные шхуны — это суда, несущие не менее двух мачт с исключительно косыми парусами. На двухмачтовых шхунах, как и на бригах, задняя мачта выше или равна передней, следовательно, передняя называется фок-мачтой, а задняя — грот-мачтой. Шхуны получают свои названия по типам основных парусов.

Основные паруса бермудской шхуны — бермудские. Бермудским парусом называется условно треугольный парус, нижняя шкаторина (кромка) которого крепится к гику, а передняя — непосредственно к мачте.

Бермудская трёхмачтовая одноимённая шхуна «Spirit of Bermuda»


Гафельная шхуна имеет основными парусами гафельные паруса. Гафельный парус — это неправильный четырёхугольник, верхняя шкаторина которого крепится к гафелю, передняя — к мачте, а а нижняя — к гику.

Канадская двухмачтовая гафельная шхуна «Bluenose»


Откуда-то.


Немецкая двухмачтовая гафельная шхуна «Atlanta»


Над основными (гафельными) парусами шхун «Bluenose» и «Atlanta» вы можете видеть дополнительные паруса — топсели (от англ. «top», «верхушка»). Они не играют роли при определении типа шхуны, зато могут стать настоящим несчастьем для шибкаумных переводчиков с английского. Дело в том, что английское выражение «topsail schooner» означает вовсе не «топсельная шхуна», как может подумать шибкаумный. Топсель — это дополнительный парус, его при желании можно нацепить куда угодно, и называть поэтому шхуну топсельной — всё равно, что утверждать, будто фундаментально определяющий элемент избы — слуховое окно. «Topsail schooner» — это шхуна марсельная или даже брамсельная (в зависимости от контекста) — очень отдельные разновидности шхуны, о которых мы поговорим в следующем разделе.

Существует гибрид бермудской и гафельной шхуны.

Бермудская шхуна с гафельным фоком


Откуда-то.

Особенность такой шхуны, как вы уже поняли, в том, что гот-мачта у неё оснащена бермудским типом вооружения, а фок-мачта — гафельным (я тут, признаться, как-то не особо различаю гафель, но лучшей иллюстрации не нашла, поэтому просто вообразим, что он тут есть, даже если его на самом деле нет).

Бермудский и гафельный паруса называются триселями. Они ставятся на основной рангоут, и ничего удивительно поэтому, что шхуна, несущая такие паруса, получает название в соответствии с типом своего вооружения.

Не то стаксельная шхуна. Большую часть её парусного вооружения составляют не трисели, а стаксели — треугольные паруса, которые поднимаются на штаги перед мачтой.

Нидерландская трёхмачтовая стаксельная шхуна «Pedro Doncker»
Основные паруса — условно треугольные стаксели — стоят впереди мачт на штагах.


Тут, чтобы не запутаться, кто на ком стоял, надо помнить, что парус принадлежит той мачте, к которой тянется фаловым углом. Фаловый угол — это угол, за который парус поднимается при помощи фала. В случае стакселя это всегда самый верхний угол. Шхуна — приглядитесь внимательно, — помимо стакселей, оснащена бермудской бизанью (сейчас она сложена на гике). Наверняка «Pedro Doncker» способен нести и целую груду вспомогательных парусов между мачтами, но от нас их спрятали, потому что погода шепчет.

Можно воскликнуть: мол, как же так, только что ты говорила, будто паруса, которые устанавливаются на штаги, не считаются, а тут вдруг эва! Ну, да, говорила. И повторю. А вы попробуйте не сосчитать эти штаговые паруса, если они составляют более половины общей площади парусности.

Иначе говоря, исключения возможны из каждого правила, что совсем не отменяет самого правила. И вообще, правило годится только тогда, когда оно не противоречит здравому смыслу. В случае со стаксельной шхуной разумней пренебречь общим правилом.

Теперь следующая тонкость. На фок-мачте шхуны может быть установлен брифок — вспомогательный прямой парус.

Трёхмачтовая советская бермудская шхуна «Кодор» под брифоком


Откуда-то.

Этот парус значительно легче штатного фока на фрегатах и бригах. Он, подобно штаговым парусам, вспомогательный, может подниматься на любом подручном дереве, а с отчаяния и без оного (хотя ему в норме положен специально обученный съёмный реёк) и при определении типа судна он игнорируется. Ставится, к слову, довольно редко, только в тех случаях, если шхуна идёт полным курсом (бакштаг или фордевинд). В галфвинд и бейдевинд толку от него ноль, и поэтому на крутых курсах он не используется.

2

Иолы и кечи сегодня редко имеют площадь парусности хотя бы 100 кв. м., и это, строго говоря, не двух-, а полуторамачтовые суда (они так и называются, полуторамачтовые). Но вы, если действительно хотите разобраться в типах парусных судов, должны уметь отличать их от шхун (особенно кечи), и поэтому я буквально в двух словах опишу, как они выглядят.

У иолов и кечей, в отличие от бригов и шхун, передняя мачта всегда изрядно выше, чем задняя. Соответственно, передняя мачта называется грот-мачтой, а задняя — бизань-мачтой. При этом у иола бизань-мачта совсем крошечная, она скорее подруливает, чем тянет судно.

Бермудский иол «Одиссей»


У кечей бизань-мачта уже более серьёзная и может нести до 25% всей парусины.

Бермудский кеч «Atlantis»



Гафельный кеч


Кортинко отсюда

Итак, если перед вами крупное судно с более, чем двумя мачтами, все паруса на которых косые, значит, это шхуна, и никак иначе. Если вы видите судно с двумя мачтами, несущими косые паруса, и при этом передняя мачта ниже или равна задней, значит, перед вами снова шхуна.

Если судно, которое вы видите, имеет две мачты, и при этом передняя мачта существенно выше задней, значит, перед вами иол или кеч. Спутать иол и кеч вам, если вы не яхтсмен, не зазорно. Наоборот, знающий человек, если вы честно и без понтов ошибётесь, с радостью признает в вас сочувствующего и столько вам расскажет, что вы ещё и меня обстебёте.

III. Суда, несущие как прямые, так и косые паруса

1. Барк

Барк — так называется парусное вооружение трёх- и более мачтового судна, у которого все мачты, кроме последней, несут прямые паруса, тогда как последняя (бизань-мачта) вооружена косыми парусами.

Немецкий трёхмачтовый барк «Alexander von Humboldt»
Зелёные паруса — это не фотошп, а типа цацка-визитка, они действительно зелёные.



Мексиканский трёхмачтовый барк «Cuauhtémoc»
(Только не просите меня написать это слово по-русски.)



Португальский трёхмачтовый барк «Sagres», вид с кормы



Российский четырёхмачтовый учебный барк «Крузенштерн»


Извините, что так много однотипного, но уж больно всё это красиво. «Я не удержался».

2. Бригантина

Бригантина (она же шхуна-бриг) — это двухмачтовое судно, которое несёт на передней мачте прямые паруса, а на задней косые, представляя собой, таким образом, гибрид брига и шхуны. Задняя мачта всегда выше или равна передней и называется… правильно, грот-мачтой.

Польская бригантина «Biegnąca po falach»



Немецкая бригантина «Graif» (бывшая «Wilhelm Pieck»)


Фотка отсюда

Обратите внимание на самый верхний, треугольный парус фок-мачты «Грайфа». Этот парус весьма редкий, он называется мунсель (лунный парус — от англ. «moon», «луна») и относится к классу «летучих» парусов, наряду с летучим кливером и лиселями, о которых я расскажу, когда дойдём до конструктивных особенностей парусных кораблей. На сегодняшний день «Graif», если я ничего не путаю, единственная бригантина, которая ставит мунсель, и узнать её поэтому очень просто.

3. Баркентина

Баркентина (она же шхуна-барк) — это трёх- и более мачтовое судно, передняя мачта которого несёт прямые паруса, а все остальные — косые. Это гибрид шхуны и барка.

Польская трёхмачтовая баркентина «Pogoria»



Как видите, вооружение этого судна комбинированней некуда: прямые паруса на фок-мачте, грота-гаф-трисель и бермудская бизань. Фактически, готовый тренажёр для изучения всех основных видов парусов.

Бельгийская баркентина «Mercator»


А теперь ахтунг, начинается засада.

4. Марсельные и брамсельные шхуны…

…или страшный сон морского щенка.

Существует целый класс шхун, характерная особенность которых — один (для марсельной) или два и более (для брамсельной) прямых паруса на передней мачте.

Американская двухмачтовая марсельная шхуна «Pride of Baltimore II» — несёт один прямой парус на фок-мачте.



Французская двухмачтовая брамсельная шхуна «La Recouvrance» — несёт два прямых паруса на фок-мачте.


Англичане, ещё раз обращаю внимания, не делают различия между марсельной и брамсельной шхунами — для них это равно «topsail schooner» — они трактуют эти паруса на шхунах как просто верхние. Мы делаем такое различие (это правило хорошего тона: хотя слово «марсельная» можно употреблять в качестве гиперонима, в отношении отдельно взятой брамсельной шхуны такая небрежность всё же не приветствуется. Хотя если на фок-мачте шхуны стоит три прямых паруса, то есть до бом-брамселя включительно, её допустимо назвать не бом-брамсельной, а просто брамсельной). Переводчикам в этом смысле приходится иной раз ой как несладко: интуитивное распознавание количества прямых парусов на шхунах, если оно не указано прямо, — ребус тот ещё, а топсельной такую шхуну по-русски назвать никак нельзя за смехотворностью такового названия (хотя некоторые называют, ещё и других учат).

Но адекватный в каждом конкретном случае перевод слова «topsail» — это ещё не кирдык. Кирдык случается, когда у неопытного человека возникает потребность отличить двухмачтовую марсельную (а в особенности брамсельную) шхуну от бригантины, а трёх- и более мачтовую — от баркентины.

Норвежская трёхмачтовая марсельная шхуна «Фрам» — исследовательское судно Руаля Амундсена.
Можете попробовать отличить её от баркентины самостоятельно.



Рассказываю, как это делается (подозреваю, перелопатив груду справочников, что больше вам этого никто не расскажет, потому как иопаные составители справочников, наверное, думают, что все начинающие любители умны шопесдец и должны вот прям моментально въехать во все «что», стоит только намекнуть, «как»).

Где расположен основной парус на мачте шхуны? Основной парус на мачте шхуны, то есть трисель, расположен позади этой самой мачты. То есть такого, чтобы на фок-мачте марсельной шхуны стояли только прямые паруса, — не бывает, это уже не шхуна. На шхуне будет обязательно стоять фока-трисель — независимо от наличия или отсутствия прямых парусов. При этом нижний рей фок-мачты шхуны в норме «сухой», паруса на нём нет. Бригантина же и баркентина, напротив того, не имеют фока-триселя, зато в обязательном порядке несут фок на нижнем рее фок-мачты — этот рей на бригантине и баркентине никогда не бывает «сухим». Таким образом, в норме отличить бригантину и баркентину от марсельной шхуны не составляет труда: если нижний рей фок-мачты «сухой» и при этом мы видим фока-трисель, значит, перед нами шхуна; если же наоборот, фока-триселя нет, а нижний рей оснащён парусом, значит, это, в зависимости от количества мачт, бригантина или баркентина.

Но частенько ситуация на радость извращенцам, вроде меня, усложняется: норму посылают нахрен и на нижний рей фок-мачты марсельной шхуны поднимают уже знакомый нам брифок, который при наличии марселя можно перепутать с фоком бригантины или баркентины.

Испанская четырёхмачтовая брамсельная шхуна «Juan Sebastián Elcano»
под всеми парусами, включая брифок.
На дальнем расстоянии запросто можно принять за баркентину.



Тут надо помнить, что на бригантине и баркентине не бывает фока-триселя. И если фока-трисель вы всё же видите (как на фото выше), это означает, что перед вами совершенно определённо шхуна.

Новичок, бывает, не сразу научается отличать грота-стаксель бригантины от бермудского фока-триселя марсельной шхуны. Или, того не легче, говорит, что перед ним марсельная стаксельная шхуна (забывая, что в норме бригантина и есть гибрид брига со шхуной). См. снова различия между бермудской и стаксельной шхунами, о которых шла речь выше: косой парус принадлежит той мачте, к которой он тянется фаловым углом, а фок должен быть обязательно — если не в виде фока-триселя, то уж в виде прямого фока точно.

Ирландская бригантина «Asgard II»
Неопытный глаз может принять грота-стаксель за бермудский фок, особенно на фото.


Между тем, фаловый угол нижнего паруса, натянутого между фок- и грот-мачтами, тянется к грот-мачте. Таким образом, это грота-стаксель, и он не имеет отношения к фок-мачте. Следовательно, нижний парус, поднятый на фок-мачте — это не брифок, а фок, само же судно — бригантина.


Печально знаменитая шотландская бригантина «Mary Celeste»:
множество стакселей между грот- и фок-мачтами, но фока-трисель отсутствует.



Французская двухмачтовая марсельная учебная шхуна «L'Étoile»:
между грот- и фок-мачтами вверху натянут грот-стень-стаксель. Внизу — полноценный фока-гаф-трисель.



Чилийская четырёхмачтовая учебная баркентина «Esmeralda»



«Эсмеральда» первоначально проектировалась как брамсельная шхуна — систершип вышеупомянутого «Элькано». Это определило её своеобразие: фок «Эсмеральды» непривычно лёгок для такого типа судов и очень напоминает брифок, да и штаги фок-мачты смотрятся диковато. Тем не менее, гафельного фока мы не видим, и у нас нет достаточных формальных оснований считать её шхуной. Это баркентина, только очень оригинальная. Хотя, конечно, поспорить за чашечкой глинтвейна о её типе — самое оно для зимнего вечера.


А это классическая трёхмачтовая баркентина «Antigua» (Нидерланды)


Вот, собственно, и все основные типы больших кораблей, если сортировать их по парусному вооружению.

В следующем постинге будет о том, как различаются суда по конструкциям.

 

8 комментариев:

  1. Хоть и не я заказывал, но прочитал с удовольствием. Спасибо. :)

    Порадовался фразе:

    " Мгновенно это, естественно, не получилось, но на сегодняшний день международный стандарт классификации парусных судов… ну, в общем, внятен. Хотя, конечно, ещё не до конца."

    ОтветитьУдалить
  2. На здоровье. :)

    Вы не заказывали, ага, это отдельная история.

    Порадовался фразе...

    Ну, да. Просто конструкторское творчество продолжается (особенно в отношении маломерных парусников), и говорить о стандарте можно именно что в основном.

    ОтветитьУдалить
  3. Огромное спасибо Вам за труд и подобные разъяснения! Я как раз из тех незадачливых переводчиков, кому приходится мало того, что разбираться в морских понятиях и терминах русского языка, так еще и исправлять ошибки в переводимом итальянском тексте! Низкий поклон и огромная благодарность! Еще не раз воспользуюсь Вашими ценными сведениями!

    ОтветитьУдалить
  4. 2 Мария

    Спасибо и вам за отзыв. Рада, что пригодилось. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо! Очень интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить
  6. 2 Анонимный

    На здоровье. Рада, что пригодилось. :)

    ОтветитьУдалить
  7. Вопрос один, если позволите. Верхний летучий парус - мунсель, или обязательно шестой снизу? То есть, верная последовательность - фок,фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, фор-трюмсель, фор-мунсель, или трюмсель парус все же не летучий? То есть-2: на корабле с тремя реями на мачте поднимаю над брамселем летучий парус - он будет зваться мунселем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отвечу сам себе, на Грайфе именно трюмсель, а не мунсель. Если бы над ним был еще один летучий парус, размером, эдак, с хорошую салфетку, вот он бы и был мунселем. Таки дела, говорит Педивикия.

      Удалить