Граждане… я, конечно, понимаю стремление отдельных проституток из числа нынешних везде отметившихся развозюкать сопли буквально по всему, что под руку попадёт. Но это враньё на голубом глазу, для отмазки поименованное легендой и приведённое исключительно Христа ради в буквальном смысле, является точной калькой анекдота: «Не за три тыщи, а за пять, не купил, а продал, и не “запорожец”, а “москвич”».
Рассказываю, чё было.
Во-первых, среди участвовавших в Синопском сражении русских кораблей: шести линкоров (84-пушечные «Императрица Мария», «Три Святителя», «Чесма», «Ростислав» и 120-пушечные «Париж» и «Великий князь Константин») и двух фрегатов («Кулевчи» и «Кагул») — никаких «Двенадцати Апостолов» не наблюдалось даже в количестве одиннадцати, потому что все они, как были, один, стояли в Севастополе и ремонтировались по поводу течи в трюмах.
Во-вторых, во времена Синопа Нахимов держал флаг на «Императрице Марии». Флагманство «Двенадцати Апостолов» — это уже этап только и исключительно Севастопольской обороны.
В-третьих, один из кораблей, затопленных в 54-ом году, действительно, долго не хотел тонуть, и его пришлось расстреливать. Но, по свидетельству современника Севастопольской обороны, М.И. Богдановича, который ещё в 1877 году издал могучий труд «Восточная война», это был совсем не «Двенадцать Апостолов», а вовсе даже «Три Святителя». «Двенадцать Апостолов» был затоплен позже, 13 февраля 55-го, когда стала разрушаться преграда, поставленная осенью, и пришлось жертвовать ещё шестью кораблями. Хотя я, конечно, понимаю, что перепутать апостолов со святителями — это как два пальца о кирпич, особенно если похуй и те, и эти.
Ну, о том, что дело происходило не в 1852-ом, а как минимум (в случае «Трёх Святителей») двумя годами позже, думаю, особо распинаться не стоит. А вот о том, что Нахимов был и в половину не столь сентиментален, как ему это приписывают, очень даже стоит. Потому что, в отличие от Корнилова, он считал идею затопления кораблей абсолютно правильной и здравой ещё в сентябре 54-го. Смотреть на то, как их топят, может, и впрямь не стал, но адмиральские сопли по жилетке размазывать не стал тем более. Он после смерти Корнилова об эмоциях вообще забыл, как не знал.
Почему я так уцепилась за эту чушь, хотя прекрасно вижу натпесь: «Легенда»? Да потому, что, как я уже сказала выше, никакая это не легенда, а от первого до последнего слова порождение ЦК РПЦ при ВМФ РФ. Возможно, на базе реально существующей легенды, но не более. Настоящие легенды рассказываются, во-первых и в-последних, не так. Для моряка перепутать имя корабля — нонсенс, потому что тягчайший моветон, а легенды об обороне Севастополя слагали участники этой самой обороны, больше было некому. В веках, конечно, всё могло поистрепаться и потеряться, но тот, кто пересказывает легенду, зная, как обстояло дело в действительности, будет в обязательном порядке соблюдать значимую детализацию. Если расстреливали «Трёх Святителей», значит, моряк упомянет в своём рассказе именно «Трёх Святителей». О, на них волею воображения моряка может оказаться забыта не то что икона, а и божья матерь собственной персоной, да и спасший артефакт в случае чего лёгким движением языка превратится в государя императора, кабы не в дух самого адмирала Лазарева. Но никогда и ни при каких обстоятельствах «Три Святителя» не станут в пересказе моряка «Двенадцатью Апостолами», даже если моряк отменный враль и к тому же пьян в утлегарь. Ему такое враньё просто в голову не придёт — по одной-единственной причине: это уже не художественное враньё, а подлог. Подлог никогда не бывает частью легенды. Может возникнуть неумышленный подлог — но догадайтесь с трёх раз, при каких условиях. Правильно, только в том случае, если сочинитель легенды не специалист, то есть в данном случае не моряк.
Ясно теперь, откуда у этой байки ноги растут?
Я думаю, дело обстояло так. Есть, по-видимому, легенда об иконе, забытой на одном из кораблей первой партии затопления. Я её не знаю, но это очень аутентичный сюжет, и я охотно верю, что такая легенда действительно существует. Методом простого исключения становится понятно, что эта легенда родилась из факта упорного нежелания «Трёх Святителей» тонуть (его едва ли не в куски изрубили топорами, а он стоял столбом — и всё ему было похрену). После того, как «Три Святителя» расстреляли, он всё-таки затонул. Но предположим, что некая возвышенная душа потребовала обосновать «упрямство» корабля. Если этот человек к тому же служил на «Трёх Святителях» сам, такое желание становится вдвойне понятно. А заодно гипотеза о том, что он служил на этом корабле, позволяет нам предположить, что он не захотел наблюдать его гибель и, когда на линкор посыпались ядра, ушёл. Дальше — полный простор воображению, а оговорка: «я сам не видел, но люди рассказывают», даёт практически безграничный карт-бланш.
А ещё дальше всё было просто: полтора столетия спустя человек, не знающий ни истории, ни традиций парусного флота (или знающий то и другое очень приблизительно), небрежно пересказал на своём сайте услышанную краем уха легенду по памяти. А человек, не любящий парусный флот и не понимающий его сути, зато отлично понимающий его значение и желающий сыграть на чувствах романтически настроенной молодёжи, скопипастил эту байку, не дав себе труда даже вычитать. Причина копипаста, надеюсь ясна — это лейтмотив байки: «Православие — наш рулевой». Православию же, в свою очередь, абсолютно по миделю значимые для моряка детали, отсюда и презрение к ним копипастеров на фоне остро поразительной кучи соплей.
Про сопли, кстати, надо сказать отдельно. Затопление кораблей стало, конечно, событием траурным. Корнилов, повторяю, до конца настаивал на том, чтобы сохранить их, и затопил только в результате шантажа. Но трагедия-то Корнилова (персональная) и Севастополя (общая) была не в этом, а в том, что каждый офицер в ту пору понимал бессмысленность этой обороны и, следовательно, затопления кораблей. Это был фол последней надежды — именно поэтому Корнилов протестовал так отчаянно и так же отчаянно рвался в море, желая дать возможность флоту погибнуть с честью, в бою с превосходным противником. Оборона была обречена в самом начале, и если нашим удалось продержаться чуть ли не год, то только благодаря грубым ошибкам противника и воистину беспримерному мужеству матросов и «маленьких» командиров. Высшее же командование наше пылало феерическим похуизмом на грани идиотизма, буквально как авторы цитируемого опуса, и было у Севастополя осенью 1854 года только пятеро адекватных защитников из высших офицеров — это Корнилов, Нахимов, Тотлебен, Истомин и Бутаков. Остальные были Дыгало и Аверьянов.
Ну, а в их опусе наверняка ещё много чего прекрасного, только я, начав читать с конца, до начала так и не добралась. Чёрт с ними. Вот вам лучше «Двенадцать Апостолов» во всей красе и безо всякого подлога. Кстати, Корнилов был его первым капитаном.
И.К. Айвазовский. «Двенадцать Апостолов» (кликабельно)
120-пушечный линейный корабль «Двенадцать Апостолов». Заложен на верфях Главного адмиралтейства г. Николаева 4 октября 1838 г. Спущен на воду 15 июня 1841 г. Затоплен 13 февраля 1855 г. на севастопольском рейде.
Корабль «Три Святителя», герой Синопа, более всех других обращал на себя внимание; с ним было связано больше всего воспоминаний.
[…] До 8 часов боролась «Флора»; но вот и она скрылась под водою, и только корабль «Три Святителя», несмотря на искрошенное дно, продолжал гордо раскачиваться на волнах.
[…]
— Потому не идёт он ко дну, — послышался чей-то голос в толпе, — что в каюте, слышь, образ Николая Угодника забыли.
— Вон и лодка за ним поехала, — прибавил кто-то.
Однако и по снятии образа корабль продолжал упираться. Вдруг толпа увидела быстро идущий к нему пароход «Громоносец». Дойдя до упорного старика-синопца, он замедлил ход. Вот раздалось: «Стоять машина!» — и «Громоносец» повернулся к кораблю бортом, с которого торчали жерла орудий.
[…]
…раздался залп; ядра полетели по направлению к упорному кораблю. Он вздрогнул, стал раскачиваться всё сильнее и сильнее, зачерпнул одним бортом воды и начал медленно погружаться в глубь моря.
Что же касается Дыгало, то, по мнению одного моего доброго друга, он, вероятно, опечатался. Хотел написать: «Три Святителя» — получилось «Двенадцать Апостолов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий