Капитан (накрывая ладонью половину Северного моря на карте):
— Если мы там, где я думаю (а я не думаю, что мы там, где я думаю), значит, мы где-то тут…

Старый английский анекдот

15 апреля 2008

О феерических мерзавцах, легендах и затопленных кораблях

Позвольте представить вам: Лигендо ап «Двинаццаде Опоздалах». Арфографея аффтарское. Фсё прочее в цытатах, кроме многоточий, тоже нимаё.

Когда летом 1852 года паровой флот англичан и французов подошёл к Севастополю, стало ясно: пробил последний час парусников. Их решили затописть у входа в бухту, чтобы корабли собой закрыли подступы к городу вражеской эскадре…
…вот дошла очередь до «Двенадцати апостолов». Ещё недавно на этом корабле держал свой флаг адмирал Нахимов. На нём он ворвался в Синопскую гавань… Как и в других случаях, пробуравили в днище корабля несколько дыр, а он - ни в какую: стоит на воде, красуется…
Тогда отдали команду: «Владимиру» стрелять в «Двенадцать апостолов»…
…снаряды попабают, рвут борта. Но никакого результата… А в то время матросик один как закричит:
- Икона его на воде держит! Пресвятой Божье Матери, заступницы нашей забыли, вражьи дети!..
…подбежал к ьерегу, перекрестился и - в воду!
Доплыл до корабля, поднялся на борт, вынесм икону и обратно - вплавь… И только он на берег ступил, корабль покачнулся… и… пошёл… на дно.

Граждане… я, конечно, понимаю стремление отдельных проституток из числа нынешних везде отметившихся развозюкать сопли буквально по всему, что под руку попадёт. Но это враньё на голубом глазу, для отмазки поименованное легендой и приведённое исключительно Христа ради в буквальном смысле, является точной калькой анекдота: «Не за три тыщи, а за пять, не купил, а продал, и не “запорожец”, а “москвич”».

Рассказываю, чё было.

Во-первых, среди участвовавших в Синопском сражении русских кораблей: шести линкоров (84-пушечные «Императрица Мария», «Три Святителя», «Чесма», «Ростислав» и 120-пушечные «Париж» и «Великий князь Константин») и двух фрегатов («Кулевчи» и «Кагул») — никаких «Двенадцати Апостолов» не наблюдалось даже в количестве одиннадцати, потому что все они, как были, один, стояли в Севастополе и ремонтировались по поводу течи в трюмах.

Во-вторых, во времена Синопа Нахимов держал флаг на «Императрице Марии». Флагманство «Двенадцати Апостолов» — это уже этап только и исключительно Севастопольской обороны.

В-третьих, один из кораблей, затопленных в 54-ом году, действительно, долго не хотел тонуть, и его пришлось расстреливать. Но, по свидетельству современника Севастопольской обороны, М.И. Богдановича, который ещё в 1877 году издал могучий труд «Восточная война», это был совсем не «Двенадцать Апостолов», а вовсе даже «Три Святителя». «Двенадцать Апостолов» был затоплен позже, 13 февраля 55-го, когда стала разрушаться преграда, поставленная осенью, и пришлось жертвовать ещё шестью кораблями. Хотя я, конечно, понимаю, что перепутать апостолов со святителями — это как два пальца о кирпич, особенно если похуй и те, и эти.

Ну, о том, что дело происходило не в 1852-ом, а как минимум (в случае «Трёх Святителей») двумя годами позже, думаю, особо распинаться не стоит. А вот о том, что Нахимов был и в половину не столь сентиментален, как ему это приписывают, очень даже стоит. Потому что, в отличие от Корнилова, он считал идею затопления кораблей абсолютно правильной и здравой ещё в сентябре 54-го. Смотреть на то, как их топят, может, и впрямь не стал, но адмиральские сопли по жилетке размазывать не стал тем более. Он после смерти Корнилова об эмоциях вообще забыл, как не знал.

Почему я так уцепилась за эту чушь, хотя прекрасно вижу натпесь: «Легенда»? Да потому, что, как я уже сказала выше, никакая это не легенда, а от первого до последнего слова порождение ЦК РПЦ при ВМФ РФ. Возможно, на базе реально существующей легенды, но не более. Настоящие легенды рассказываются, во-первых и в-последних, не так. Для моряка перепутать имя корабля — нонсенс, потому что тягчайший моветон, а легенды об обороне Севастополя слагали участники этой самой обороны, больше было некому. В веках, конечно, всё могло поистрепаться и потеряться, но тот, кто пересказывает легенду, зная, как обстояло дело в действительности, будет в обязательном порядке соблюдать значимую детализацию. Если расстреливали «Трёх Святителей», значит, моряк упомянет в своём рассказе именно «Трёх Святителей». О, на них волею воображения моряка может оказаться забыта не то что икона, а и божья матерь собственной персоной, да и спасший артефакт в случае чего лёгким движением языка превратится в государя императора, кабы не в дух самого адмирала Лазарева. Но никогда и ни при каких обстоятельствах «Три Святителя» не станут в пересказе моряка «Двенадцатью Апостолами», даже если моряк отменный враль и к тому же пьян в утлегарь. Ему такое враньё просто в голову не придёт — по одной-единственной причине: это уже не художественное враньё, а подлог. Подлог никогда не бывает частью легенды. Может возникнуть неумышленный подлог — но догадайтесь с трёх раз, при каких условиях. Правильно, только в том случае, если сочинитель легенды не специалист, то есть в данном случае не моряк.

Ясно теперь, откуда у этой байки ноги растут?

Я думаю, дело обстояло так. Есть, по-видимому, легенда об иконе, забытой на одном из кораблей первой партии затопления. Я её не знаю, но это очень аутентичный сюжет, и я охотно верю, что такая легенда действительно существует. Методом простого исключения становится понятно, что эта легенда родилась из факта упорного нежелания «Трёх Святителей» тонуть (его едва ли не в куски изрубили топорами, а он стоял столбом — и всё ему было похрену). После того, как «Три Святителя» расстреляли, он всё-таки затонул. Но предположим, что некая возвышенная душа потребовала обосновать «упрямство» корабля. Если этот человек к тому же служил на «Трёх Святителях» сам, такое желание становится вдвойне понятно. А заодно гипотеза о том, что он служил на этом корабле, позволяет нам предположить, что он не захотел наблюдать его гибель и, когда на линкор посыпались ядра, ушёл. Дальше — полный простор воображению, а оговорка: «я сам не видел, но люди рассказывают», даёт практически безграничный карт-бланш.

А ещё дальше всё было просто: полтора столетия спустя человек, не знающий ни истории, ни традиций парусного флота (или знающий то и другое очень приблизительно), небрежно пересказал на своём сайте услышанную краем уха легенду по памяти. А человек, не любящий парусный флот и не понимающий его сути, зато отлично понимающий его значение и желающий сыграть на чувствах романтически настроенной молодёжи, скопипастил эту байку, не дав себе труда даже вычитать. Причина копипаста, надеюсь ясна — это лейтмотив байки: «Православие — наш рулевой». Православию же, в свою очередь, абсолютно по миделю значимые для моряка детали, отсюда и презрение к ним копипастеров на фоне остро поразительной кучи соплей.

Про сопли, кстати, надо сказать отдельно. Затопление кораблей стало, конечно, событием траурным. Корнилов, повторяю, до конца настаивал на том, чтобы сохранить их, и затопил только в результате шантажа. Но трагедия-то Корнилова (персональная) и Севастополя (общая) была не в этом, а в том, что каждый офицер в ту пору понимал бессмысленность этой обороны и, следовательно, затопления кораблей. Это был фол последней надежды — именно поэтому Корнилов протестовал так отчаянно и так же отчаянно рвался в море, желая дать возможность флоту погибнуть с честью, в бою с превосходным противником. Оборона была обречена в самом начале, и если нашим удалось продержаться чуть ли не год, то только благодаря грубым ошибкам противника и воистину беспримерному мужеству матросов и «маленьких» командиров. Высшее же командование наше пылало феерическим похуизмом на грани идиотизма, буквально как авторы цитируемого опуса, и было у Севастополя осенью 1854 года только пятеро адекватных защитников из высших офицеров — это Корнилов, Нахимов, Тотлебен, Истомин и Бутаков. Остальные были Дыгало и Аверьянов.

Ну, а в их опусе наверняка ещё много чего прекрасного, только я, начав читать с конца, до начала так и не добралась. Чёрт с ними. Вот вам лучше «Двенадцать Апостолов» во всей красе и безо всякого подлога. Кстати, Корнилов был его первым капитаном.

И.К. Айвазовский. «Двенадцать Апостолов» (кликабельно)


120-пушечный линейный корабль «Двенадцать Апостолов». Заложен на верфях Главного адмиралтейства г. Николаева 4 октября 1838 г. Спущен на воду 15 июня 1841 г. Затоплен 13 февраля 1855 г. на севастопольском рейде.

ЗЫ. После того, как заметка была написана, мне попалась на глаза книга А.П. Валуевой «Севастополь и его славное прошлое» (осторожней, по ссылке много сканов). Вот что мы читаем на страницах 50-51:

Корабль «Три Святителя», герой Синопа, более всех других обращал на себя внимание; с ним было связано больше всего воспоминаний.
[…] До 8 часов боролась «Флора»; но вот и она скрылась под водою, и только корабль «Три Святителя», несмотря на искрошенное дно, продолжал гордо раскачиваться на волнах.
[…]
— Потому не идёт он ко дну, — послышался чей-то голос в толпе, — что в каюте, слышь, образ Николая Угодника забыли.
— Вон и лодка за ним поехала, — прибавил кто-то.
Однако и по снятии образа корабль продолжал упираться. Вдруг толпа увидела быстро идущий к нему пароход «Громоносец». Дойдя до упорного старика-синопца, он замедлил ход. Вот раздалось: «Стоять машина!» — и «Громоносец» повернулся к кораблю бортом, с которого торчали жерла орудий.
[…]
…раздался залп; ядра полетели по направлению к упорному кораблю. Он вздрогнул, стал раскачиваться всё сильнее и сильнее, зачерпнул одним бортом воды и начал медленно погружаться в глубь моря.

Что же касается Дыгало, то, по мнению одного моего доброго друга, он, вероятно, опечатался. Хотел написать: «Три Святителя» — получилось «Двенадцать Апостолов».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий