Капитан (накрывая ладонью половину Северного моря на карте):
— Если мы там, где я думаю (а я не думаю, что мы там, где я думаю), значит, мы где-то тут…

Старый английский анекдот

16 апреля 2008

«Рафаил», Фоменко и немного документов

Дети Фоменко на марше.


[info]qyertir

2007-03-28 04:03 pm (local)
(ссылка) Отслеживать
А насколько правда, что турецкий фрегат "Фазли-Аллах", участвовавший в той же битве -- это бывший "Рафаил" (единственный корабль русского флота, спустивший флаг)?

(Ответить)(Ветвь дискуссии)



[info]alwin

2007-03-29 07:26 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Гм, нет. Этой ошибке уже скоро стукнет полторы сотни лет. :)

"Рафаил" получил в турецком флоте имя "Ниметулла" и прослужил совсем недолго - в 1839 году его в списках уже не значилось, что неудивительно, если припомнить его возраст. А погибший при Синопе "Фазли-Аллах" ("Fazlullah") - 22-пушечный корвет турецкой постройки 1828 г. 1829 г он входил в состав турецкой эскадры, взявшей "Рафаил", что, видимо, и послужило первопричиной путаницы.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)



[info]alwin

2007-03-29 07:32 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Другое дело, что русские искренне полагали, что "Фазли-Аллах" - действительно бывший "Рафаил". Ну и действовали соответственно. :)

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)



[info]tincas

2007-03-29 07:38 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Ты имеешь в виду, что Нахимов спутал 44-пушечный фрегат с 22-пушечным корветом?

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)



[info]alwin

2007-03-29 07:48 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Угу. И не только Нахимов. Вообще, когда обнаружилось, что "Фазли-Аллах" несколько меньше по размерам, чем предполагалось, появилась куча версий - вплоть до его переделки.

(Ответить)(Уровень выше)



[info]tincas

2007-03-29 07:37 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Слушай, ты уверен? Во всех околоСинопских документах, которые я видел, "Фазли-Аллах" 44-пушечный фрегат.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)



[info]alwin

2007-03-29 07:49 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Я базируюсь на показаниях ув. Эксетера, который,в свою очередь, почерпнул эту информацию из турецких источников. С которыми у нас, увы, почти никто и не работал и не работает. На мой взгляд, в данном случае они более заслуживают доверия, чем отечественные.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)



[info]tincas

2007-03-29 09:25 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Дай ссылку на источник, а?

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)



[info]alwin

2007-03-29 09:35 am (local)
(ссылка) Отслеживать
Не знаю, как кинуть ссылку на вифовский архив - зайди на vif2ne.ru, и там по поиску на форуме на "Фазли-Аллах", сообщенияот уч. Exeter. Поскольку форум переезжал, то более ранние архивы не сохранились - но можно у Эксетера спросить о его источниках. Насколько я помню ссылку на старом форуме, он работал с турецкими источниками, в т.ч. списками состава флота.

(Ответить)(Уровень выше)


Прежде всего, о чём в этой дискуссии, собственно, речь? Речь тут идёт об одном из самых неприятных эпизодов в истории нашего флота — сдаче туркам фрегата «Рафаил». Неприятен этот эпизод не столько самой сдачей (да, я знаю, что у меня с нравственностью всё херовей не придумаешь), сколько своими спекулятивными последствиями. Так, например, г-н Крапивин, чёртов любитель отрочества, не к ночи будь помянут, вооружившись этой историей, сделал, наверное, в сотни раз больше для деморализации наших граждан, чем все командиры некогда сдавшихся противникам русских кораблей, сколько бы их ни было.

Но о последствиях мы поговорим в другой раз, а здесь я хочу рассказать о самом эпизоде и о том, как надо помечать «ув. Эксетеров».

Справка. Фрегат «Рафаил»

Спущен на воду 8 мая 1828 года с севастопольских верфей. Почти ровно через год, 10 мая 1829 года, под командованием капитана второго ранга С.М. Стройникова вышел из Сизополя, где базировался в составе эскадры, в крейсерство по линии Синоп — Батум. На следующий же день столкнулся с турецкой эскадрой, которую составляли 6 кораблей, 2 фрегата, 5 корветов и 2 брига — всего 15 вымпелов. По причине безветрия не смог уйти, оказался окружён и, вопреки Уставу, который прямо предписывал: «флаг не спускать» и даться до последнего — сдался туркам.

По возвращении в Россию почти все офицеры были разжалованы в матросы без права выслуги и с лишением чинов и орденов. Персонально Стройникова разжаловали и без права женитьбы тоже. К этому приговору Николай I добавил: «Если когда-нибудь “Рафаил” снова попадет в наши руки, предать его огню как недостойного носить русский флаг».

18 ноября 1853 года русская эскадра под флагом вице-адмирала Нахимова вошла в Синопскую бухту, атаковала стоящие на рейде турецкие корабли и за четыре с половиной часа оставила от них только обгоревшие щепки и единственный утёкший пароход. В числе побеждённых кораблей оказался фрегат «Фазли-Аллах», по результатам уничтожения которого в журнал боевых действий Черноморского флота была внесена запись: «Высочайший указ от 4 июня 1829 года о предании огню фрегата “Рафаил”, как недостойного носить русский флаг, когда он возвращен будет в наши руки, исполнен силой оружия в битве на Синопском рейде ноября 1853 г. С пленением турецкого командира сего фрегата Али-бея».

Вот примерно так обстояло дело.

А тут, значит, некто «ув. Эксетер» «почерпнул… информацию из турецких источников», до ссылок на которые надо скакать, по-видимому, к Геркулесовым столпам, и при этом отнюдь не поведал о своей сенсационной находке всем и каждому, а наоборот, ушёл вместе с ней в подполье, на форум, где ни на какие документы и не думает ссылаться. Поиск, предложенный автором комментария: «“Фазли-Аллах”, Exeter» — даёт только два документа, и я позволю себе процитировать их здесь в части, касающейся спорного вопроса.


"Рафаил" под турецким флагом не уничтожался в Синопском бою. На самом деле в турецком флоте "Рафаил" носил название "Ниметулла", и к началу Крымской войны был уже исключен из списков флота. В русских источниках просто ошибка, идущая еще от Веселаго. Исходит она из ошибочного мнения, что "Рафаил" был переименован в "Фазли-Аллах". На самом деле корвет "Фазли-Аллах" был чисто турецкой постройки, он входил в состав той эскадры, что взяла "Рафаил", и именно этот корвет и был уничтожен при Синопе.



и что этот корабль искупил позор погибнув под огнем русских линкоров в синопской бухте :)

Это тоже миф, причем на Форуме уже опровергавшийся не раз. "Рафаил" в турецком флоте носил название "Nimetulla" и прослужил, видимо, недолго - в списках турецкого флота 1839 г он уже не значится. Просто русские ошибочно считали, что турецкое название "Рафаила" - "Фазли-Аллах" ("Fazlullah"). Однако реально "Fazlullah", погибший при Синопе, являлся 22-пушечным корветом турецкой постройки 1828 г. В 1829 г он входил в состав турецкой эскадры, взявшей "Рафаил", что, видимо, отчасти и послужило первопричиной путаницы.

Ну, то есть аргументы «ув. Эксетера» сводятся к тому, что, во-первых, все идиоты, включая так же и командиров кораблей, принявших корвет за фрегат на ближней дистанции, а во-вторых, главный вражина — это Веселаго, от которого все (включая и упомянутых командиров) подцепили вирус идиотии.

Ну, чтоб идиотию не плодить (ибо охотно допускаю, что человек несведущий может, да даже и должен усомниться не только в заявлениях Эксетера, но и в моих словах), рассказываю подробно, почему «ув. Эксетера» следует называть «Фоменк-оглы».

1. Артефакты, подобные трофейным кораблям, прятать не принято. Наоборот, они, как правило, служат поводом для гордости, и ими козыряют налево и направо. Турки, в частности, страшно гордились «Рафаилом», специально берегли его, не рискуя им понапрасну, постоянно подновляли и раз стописят подчёркивали, что «Фазли-Аллах» — это бывший «Рафаил».

2. Опытный моряк часто узнаёт конкретный корабль издалека, ещё по обводам (в том случае, конечно, если корабль ему в принципе знаком). Но корвет с фрегатом (то есть просто два разных типа), особенно на ближней дистанции, не перепутаю даже я.

3. Есть, как я уже сказала выше, журнал боевых действий ЧФ, и там всё написано. Предполагать, что и запись в этом журнале тоже сделал Веселаго, у меня не хватит никакой фантазии.

4. Вот рассказ матроса Антона Майстренко, который служил на корабле «Ростислав» и участвовал в Синопском сражении. Записан этот рассказ Н. Сокальским в 1853 году и опубликован в журнале «Современник» за номером третьим от 1856 года. Очень маловероятно, что Веселаго и тут успел подсуетиться, особенно если учитывать, что в 1853 году Веселаго вообще было не до флота, он был армейским майором и инспектировал студентов Московского университета. Рассказ привожу в части, касающейся «Рафаила» (немножко исправляю форматирование, в квадратных скобках серым привожу комментарии, сделанные отчасти исследователем Крымской войны Г.В. Мешковским, отчасти мною. Кого интересуют подробности, идите по ссылке):

А то, я вам скажу, пришлось нам сражаться с нашим — таки фрегатом «Арфаилом» [«Рафаилом»]. Может, изволили слышать, что был у нас такой бриг — прозывался «Меркурий», а фрегат так «Арфаил»? Известно, в военное время ходим мы, так сказать бы, на клейсерство, часом, кочермы [в данном случае малые суда контрабандистов] ловить, а то таки неприятелю розыск делаешь.
Это еще не за мою память было. Говорили так, какие старые есть матросы, что этот, значить, бриг и фрегат ходили в море. Ну, и повстречали они весь Турецкий флот. «Арфаил» — командир у него был Стройников — сдался, а бриг так отбился от шести ихних кораблей [на самом деле, «Меркурий» сражался с двумя линейными кораблями — это, кстати, к вопросу о вчерашнем: в рамках допустимого враньё несусветное, дальше Майстренко, ссылаясь якобы на турецкого султана (!) скажет, что «Меркурий» отбивался от всего турецкого флота, но значимая детализация, тем не менее, сохранена в полном объёме, вплоть до имён командиров]… И говорит, что «Арфаила» этого не было с того время и слухом слыхать, только, значит, под Синапом [Синопом] и показался в первый раз: нос у него и с кормы, сказать бы, позолочено, работа чистая, статуй прибитъ; ну адначе, не помиловали. Он, значит, спервоначала от «Марии» отбивался, а потом и в нас стал действовать… а мы батальным огнем… Ну, как попал наш брамсбугель [зажигательный снаряд] ему в крюйт-камеру, где склад пороха, как хватило его на воздух…

Всё, в принципе, аргументы у меня на этом исчерпываются. Я, конечно, понимаю их шаткость, в сравнении с непробиваемыми доводами «ув. Эксетера», но лучших не имею.

Почему проходить мимо Фоменк-оглы по возможности не следует, и почему я так подробно остановилась на этом подлоге надеюсь, понятно и в лишних комментариях не нуждается.

ЗЫ. Изображения «Рафаила», к сожалению, пока не нашла. Видимо, нарисовать его за то малое время, что прошло от момента спуска на воду до сдачи туркам, никто не удосужился, а потом всем стало впадлу, а потом его уничтожили.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий